Возрождение казачества

История возникновения казачества на Руси своими корнями уходит достаточно глубоко. Существует большое количество теорий его возникновения. Но, безусловно, то, что к началу XIX века казаки образовались в отдельное ярко выраженное сословие, а в начале XX века стали даже неким стереотипом России за границей.

Возрождение казачества

Казаки зачастую выступали против центральной власти, однако, не смотря на это с XIX века и вплоть до Октябрьской революции 1917 года они выполняли роль защитников Российской государственности и опоры царской власти. Видимо последний факт и послужил поводом для беспощадной борьбы советской власти с казачеством как с сословием. И правовой основой для данной борьбы послужила Директива «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах» от 24 января 1919 года. Инициатором которой было Оргбюро ЦК РКП(б) в лице его Председателя Я.М. Свердлова. К тому же, казачество имело в собственности землю, что позволяло ему вести независимый образ жизни. Данное обстоятельство не давало повода подвести их под определение эксплуатируемых, то есть казачество не попадало в разряд тех, от имени которых большевики проводили свою политику.

За весь период советской власти история казачества имела много различных примеров взаимоотношений с государством. Но в конечном итоге государство приняло во внимание весь положительный потенциал казаков. Первым значимым результатом пристального внимания со стороны государства стало постановление, от 20 апреля 1936 года ЦИК СССР, которое отменяло для казачества все ранее существовавшие ограничения в отношении службы в РККА, и приказом Наркома обороны от 23 апреля 1936 года были созданы казачьи кавдивизии и корпуса.

Казаки с воодушевлением восприняли данное постановление. И их участие в Параде Победы на Красной площади 1945 года как непосредственных участников боевых событий и победителей стало одним из ярких примеров преданности казачества России. Но также, наряду с таким положительным примером были и другие. Так в 1944 году под командование вермахта вступил 15-й казачий кавалерийский корпус СС.

Не смотря на негативные моменты в истории, Россия оценила заслуги казачества перед страной. И 14 ноября 1989 года в рамках Декларации Верховного Совета СССР «О признании не законными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав» казачество получило право на полную реабилитацию. Также процессу реабилитации способствовал Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации „О реабилитации репрессированных народов“ в отношении казачества». Но кроме этого также необходимо отметить и то, что Определением Военной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 25 декабря 1997 года лица, принимавшие непосредственное участие в формировании и руководстве действиями 15-ого казачьего кавалерийского корпуса СС Краснов П. Н., Шкуро А. Г., Султан-Гирей Клыч, Краснов С. Н., Доманов Т. И. и фон Паннвиц Г. В. признаны обоснованно осуждёнными и не подлежащими реабилитации. 16 июля 1992 года Верховный Совет Российской Федерации, основываясь на нормах международного права и обнародованной в 1989 году декларации, издает Постановление № 3321-1 «О реабилитации казачества». Данный документ означает не что иное, как полную реабилитацию казачества. Суть данного документа заключается в том, что отменяютя все акты, принятые с 1918 года, в отношении казачества в части касающейся применения к нему репрессивных мер, признание за казачеством права на возрождение традиционного социально - хозяйственного уклада жизни и культурных традиций, а также признается право на создание общественных казачьих объединений с исторически сложившимися названиями. Возможно, именно эту дату следует считать днем возрождения казачества в современной России.

Следующим документом, открывающим правовые просторы для казаков, стало Постановление Правительства РФ № 355 вступившее в силу 22 апреля 1994 года «О концепции государственной политики по отношению к казачеству», которое установило «Основные положения концепции государственной политики по отношению к казачеству» и утвердило такую концепцию как: «Возрождение традиционной для России государственной службы казачества является одним из элементов становления новой Российской государственности, укрепления ее безопасности».

Позднее 12 января 1996 года в свет выходит Федеральный закон «О некоммерческих организациях» N 7-ФЗ, в котором в качестве одной из форм некоммерческой организации заявлено казачье общество. Значимость данного Федерального закона для казачества заключается в том, что именно с этого момента казачьи общества стали полноценными субъектами Российского права, поскольку их правовая деятельность отныне регламентируется законом. Не задолго до этого знакового события, 9 августа 1995 года Указом Президента Российской Федерации № 835 было утверждено «Временное положение о государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации». По всей видимости, именно этот указ и послужил основой для внесения данных обществ в Федеральный закон в качестве конкретного субъекта права.

Начало нового века, для Российского казачества, ознаменовалось новым знаковым событием. А именно, 8 декабря 2005 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 5 декабря 2005 года N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества». Данный закон говорит о том, что государство рассматривает Российское казачество не только как субъект правоотношений, но и видит в нем надежного помощника. Кроме того, этим Федеральным законом Российским государством определяются основы несения Российским казачеством государственной службы, и закрепляется финансирование государственной службы российского казачества за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.

12 января 2009 года согласно Распоряжению Президента РФ № 15-РП был организован Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества. Организационно-техническое обеспечение деятельности которого поручено осуществлять Канцелярии Президента Российской Федерации, материально-техническому и транспортному - Управлению делами Президента Российской Федерации.

Такое отношение государства к Российскому казачеству помогает не только полноценно взаимодействовать казачьим обществам с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований, но и способствует улучшению культурного, духовного и нравственного воспитания молодежи. Все эти шаги, предпринятые государством на встречу казачеству, создают предпосылки для внедрения новых форм хозяйствования, не противоречащих федеральному законодательству. И позволяет казакам принимать полноценное участие в охране общественного порядка, охране государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом и экстремизмом.

Автор: Курилов Е.В.

← назад